ГЛАВА 7. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ ЛЕСТНИЦЫ

В пятой главе мы рассмотрели весьма простые лестницы, которые уместны на летней даче или в сарае, но совершенно не годятся для квартиры или особняка. Причина здесь не только в конструкции и материале, но и в проработанности формы деталей лестницы. В данной главе будут рассмотрены некоторые известные автору конструкции. Описание их, в принципе, не может быть полным по двум причинам: во-первых, постоянно появляются новые; во-вторых известно немало весьма оригинальных (и даже воплощенных в материал) идей, являющихся интеллектуальной собственностью разработчиков.

Например, существует весьма массивная лестница, тумба которой полностью склеена из листов фанеры с выходом торцов на плоскость ступени; опытные монтажники лестниц наряду с декоративными заглушками применяют другие остроумные способы маскировки крепежа, но просили автора их до поры не описывать; некоторые весьма сложные трехмерные конструкции с выклейкой шпоном или диагональю будут, возможно, рассмотрены в других книгах. В дизайне лестницы, как части интерьера дома, в настоящее время господствуют две противоположные тенденции: — Нарочитое "огрубление" отделки, включающее в себя не только весьма трудоемкое искусственное состаривание благородных твердых пород древесины, но и применение намерено утолщенных профилей всех деталей.

Фантазия дизайнеров в этом направлении не знает границ. В клубе байкеров "Sexton", что в Нижних Мневниках, все каркасы сварены из старых деталей трансмиссий грузовиков, а в Штатах, судя по печати, весьма ценят выкопанные из земли водопроводные трубы начала прошлого века. Конечно, такая игра на контрасте между высокотехнологичными и грубыми деталями интерьера требует высокого профессионализма архитектора. Далее автор будет называть это направление (фото 102 и 103) "нетрадиционной отделкой", которая допуска ет, например, изношенность ступеней по полосе хода. Ещё в юности автор заметил, как ценится людьми такая странная красота. На ходовом мостике старого (более 40 лет) судна "Революционер" в помосте около штурвала в дубовом настиле образовались ямы от ног рулевого. Команда корабля, конечно, могла бы заменить старые доски, но к этому месту относились как к реликвии - отточенность, можно даже сказать "вылизанность", отделки лестницы.

Поскольку данная книга затрагивает дизайн помещения лишь опосредованно, с точки зрения проектирования и технологии изготовления, то это направление включает в себя и минимализм интерьера, и классические формы, и богатый барочный декор, и даже восточные мотивы. В этой главе будем рассматривать, в основном, именно такую обработку деталей, и назовем её "классической отделкой". Рассмотренные в предыдущих главах вопросы расположения ступеней и конструирования каркаса применимы ко всей лестнице в целом, поскольку основаны не на моде, а на общей анатомии человека и законах физики. Теперь уделим больше внимания форме деталей лестницы как отдельно, так и в сочетании друг с другом, тем более, что формы эти можно менять в весьма больших пределах. Начнем со ступеней и подступенков.

Единственное, что в них не стоит менять, это плоскостность рабочей грани, да и это требование относится лишь к той части лестницы, где располагается полоса хода. Рабочее ребро ступени может быть не прямым, а иметь расчетную кривизну в любую сторону. Первые ступени можно делать несколько выпуклыми, радиусными, а последние — вогнутыми, серповидными. Обычно проектировщики ограничиваются изменением одной - двух заходных ступеней, которые называют фризовыми, пригласительными, начальными и т.п. (рис. 86). Вполне уместно применить криволинейные заходные ступени и для промежуточных площадок лестницы, классическая конструкция парадных лестничных маршей предусматривает именно такое решение (рис. 76). Будете в Эрмитаже, обратите внимание на форму ступеней у площадки главной лестницы. Также можно пофантазировать и сделать лестницу, у которой все ступени будут иметь кривизну по рабочему ребру (рис. 87). Едва ли будет удобно делать такую лестницу из дерева. Форма диктует здесь другие, более изотропные материалы, например, мрамор или бетон.

Возможные изменения формы ступеней не ограничиваются рабочим ребром. У лестниц на тетивах на виду только рабочие поверхности ступени, а их торцы скрыты. У косоурных конструкций и лестниц с несущими ограждениями эти торцы выступают на первый план. Сразу же встают два вопроса — какую форму придать этой части ступени и не следует ли загородить торцевой срез древесины какой-либо декоративной накладкой. Рис. 87. Лестница с радиусными и серповидными ступенями Ответ на первый вопрос — закруглить все видимые ребра, или, по крайней мере, ребра верхней грани. Если у лестницы есть подступенки, то закругление не доводят до них на 5 мм для установки накладки. Второй вопрос несколько сложнее. На торце ступени будет виден соответственно торцевой распил древесины (фото 133), а в классических традициях это считается дурным тоном. Лестницы ведь достаточно близки к мебели, а на мебельных деталях торцевой срез допускают только в резьбе. Некоторые лестничные фирмы обкладывают ступень со всех сторон рейкой (рис. 89), либо приклеивают к торцу ступени накладку, которую потом обрабатывают вместе со ступенью.

Эта технология хорошо отработана и применяется не только на ступенях, но и на несущих деталях лестницы, причем двумя накладками закрывают три торцовых среза — у ступени, у подступенка и у косоура (рис. 88). Недостаток метода — какие бы мы не применяли накладки, при обработке трехгранного угла на сферу все равно появится, хотя и в меньшей мере, торцовый срез. Поэтому обкладки и накладки лучше не закруглять, а оставлять ребра острыми, как углы мебели. Простой срез ступени с острыми прямыми углами оставляет ощущение незавершенности работы, что, впрочем, иногда как раз и нужно дизайнеру. Если древесина ступени позволяет качественно обработать торцовый срез (как на декоративных шарах, напри мер), то накладки на торец не делают, а ребра ступени закругляют. Радиус скругления рабочего ребра называют калевкой или (по-машиностроительному) галтелью. Для него эмпирически выведен размер R12,5 или полдюйма.

Дело в том, что, практически, мы отнимаем эти миллиметры у проступи, чем ухудшаем параметры шага. Но не делать калевки совсем или делать её слишком маленькой мы тоже не можем — при эксплуатации сначала острое ребро будет впиваться в ногу, а со временем стешется, обнажив необработаную древесину. Калевка предохраняет ступень от износа. Но такой радиус закругления заставляет применить его и на всех остальных ребрах грани, иначе получится некрасивый переход, воспринимаемый, как брак в работе. Кстати, если подступенков у лестницы нет, то имеет смысл обработать все восемь горизонтальных ребер ступени этим радиусом — проще будет монтаж. Что же касается угловых ребер, то автор полагает лучшим радиусом их закругления 3/4 толщины ступени, обычно это 30 мм для рядовых ступеней и половина ширины для пригласительной ступени (рис. 86).

Весьма часто в лестницах между ступенями ставят подступенки. Эту деталь применяют в следующих случаях: — подступенок снимает психологическое напряжение, загораживая вид якобы "опасного" промежутках между ступенями; — подступенок придаёт лестнице массивность и загораживает подлестничное пространство; — подступенок придаёт длинным ступеням дополнительную жесткость и прочность. Материалы для их изготовления весьма разнообразны: древесина, фанера, сталь, чугун, стекло, камень, пластик и т.п. На фото 144 изображена лестница с электросварными подступенками, закрепленными к лестнице через переходные резиновые втулки.

СТРАНИЦЫ: