История витража


Происхождение

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Использование стекла для защиты прозрачным материалом оконных проемов имеет давнюю историю: будучи уже известным в Восточном Средиземноморье, оно получило широкое распространение во времена Древнего Рима и в раннехристианский период. Оконные проемы романских и византийских храмов были маленьких размеров, и обширные площади стен украшались мозаиками и фресками. В XII веке романский стиль уступил место готическому. Изменилась конструкция храмов: тяжесть сводов была пере несена на колонны и контрфорсы, что позволило освободить стены от нагрузки и прорезать в них огромные окна, которые закрывались панно, составленными из фрагментов цветного стекла, вставленного в свинцовую оправу. Мозаики и фрески быстро уступили место великолепным витражным ансамблям.


Средневековье

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

В некоторых средневековых окнах использовались стекла, покрытые эмалью, и, чтобы эмаль вплавилась в стекло, они подвергались сильной тепловой обработке. Между 1200 и 1236 годом была проведена колоссальная работа по остеклению Шартрского собора: было изготовлено около 7000 кв. м витражей из окрашенного стекла. С художественной точки зрения этот шедевр имел огромный резонанс во Франции и во всей Европе. В отличие от Франции, Германии и Англии, в Италии искусство витража завоевало популярность чуть позже; но итальянские витражи прославились тем, что они создавались художниками, а не стеклоделами, как это было принято в Северной Европе. Самый яркий пример Итальянской школы находится в базилике города Ассиза.

Великие итальянские мастера, такие как Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, Антонио да Пиза, работали, передавая ощущение объема и перспективы. Великолепный пример тому - роза Сиенского собора, выполненная Дуччо Буонинсенья в 1289 году. В 1300 году Антонио да Пиза представил своим современникам «Записки по искусству изготовления окон из стекла». Этот трактат - настоящее практическое пособие для создателей витражей. В нем автор обращает внимание на выбор стекла для витража; дает советы, как разрезать стекло по желаемому контуру и соединять стеклянные детали с помощью свинцового профиля. Кроме того, он описывает различные техники реставрации, чтобы возвратить витражам первоначальное великолепие, украденное временем и погодными условиями. В нем раскрываются секреты создания наиболее сложных витражей и указываются природные красители, которые надо добавлять в расплавленное стекло для получения того или иного цвета. В трактате мы не найдем точных данных о происхождении расписных витражей; использование цветных стекол, соединенных между собой в витражи, относится к первым векам нашей эры: наиболее древние фрагменты таких витражей хранятся в Равенне и восходят к VI веку н.э. Впервые о технике изготовления витражей рассказал немецкий монах Теофил в XII веке в своем знаменитом «Трактате о различных ремеслах».


Резка стекла

РЕЗКА СТЕКЛА

В трактате Антонио да Пизы описаны различные техники резки стекла: первая основывается на применении раскаленного железного лезвия, которым проводили вдоль линии, нарисованной гипсом на стеклянной пластине. Эту операцию надо было повторять несколько раз, смачивая след, чтобы охладить стекло, и до того момента, пока оно не начнет раскалываться. Для разрезания тонких пластин было достаточно использовать острие из твердых минералов, чтобы сначала пластину процарапать, а затем, изгибая ее, надломить вдоль царапины. Для толстых пластин в трактате предлагается оригинальная техника резки: вдоль линии надреза необходимо было обернуть веревку, смоченную в сере, и поджечь ее. Пока веревка горела, поверхность стекла в непосредственной близости к ней смачивалась водой, чтобы начался разлом. Потом кусочки стекла, профилированные по свинцовой разметке, аккуратно вымытые и высушенные, раскладывались на рисунке, который надо было воспроизвести, и фиксировались клеем. По завершению декорирования стекол они монтировались в свинцовый профиль, а именно в рейки с сечением типа «Н», которые окружали каждое отдельное стекло, образуя подобие решетки, внутри которой закреплялись пластины.

После составления композиции из стекол в свинце перекрестья раскладок спаивались оловянным припоем.

В Средние века свинцовый профиль производили путем отливки в едином штампе, во время эпохи Возрождения эта техника была заменена волочением. Фрагменты стекла фиксировались в свинцовой оправе посредством мастик, которые заполняли промежутки между пластинами стекла и свинцовым профилем, одновременно выполняя роль фиксатора и амортизатора. Эти мастики приготавливались разными способами, по рецептам более или менее «секретным». Как правило, в их состав входили один или несколько органических связующих компонентов, таких как льняное масло, порошкообразный наполнитель (например, мел) и, при необходимости, красители (например, сажа).

За этим блестящим периодом последовал медленный закат искусства витража. Возрождение его началось только в XIX веке. Именно тогда подошло время крупных реставрационных работ, и манускрипты Антонио да Пизы помогали заново открывать секреты ремесла. Начало возрождению было положено во Франции, но в конце XIX века центром европейского художественного витража стала Германия. Витражами стали украшать даже публичные заведения. В знатных дворцах и на роскошных огромных виллах можно было встретить дверные, оконные и потолочные витражи, причем тематика рисунка больше не связывалась только с духовными ценностями. Изображались родовые геральдические гербы, сцены охоты, архитектура, пейзажи и светские сценки. Эти изменения имели масштабный характер под воздействием художественных тенденций того момента.


Либерти и Ар Нуво

ЛИБЕРТИ И АР НУВО

В 1890-1930 годы ар нуво, либерти и ар деко стремительно завоевывали Европу. Новые стилистические направления заново открывали забытые декоративные технологии, и витражи вновь оказались на вершине славы. Известные художники, дизайнеры и архитекторы, такие как Гауди в Испании, Макинтош в Глазго (Шотландия), Грассе во Франции, занимались проектированием витражей, создавая свои замечательные работы. Большой резонанс либерти имело за океаном. В Соединенных Штатах, в Нью-Йорке, знаменитый дизайнер Луис Комфорт Тиффани создал новую технику для сборки витражей: вместо жесткой свинцовой оправы он использовал медные пластины, покрытые оловянным припоем. Начали производиться и новые виды стекла: глухое цветное, опаловое и стекло с радужным отливом.

Луис Комфорт Тиффани в своих работах отдавал предпочтение природным мотивам: изображению цветов, листьев и насекомых и т. д. В его мастерской рождалась игра прозрачности и матовости, которая создавала впечатление реальной живой натуры. Тиффани приобрел большую известность благодаря своим абажурам для электрических ламп, которые стали широко копироваться, хотя для Мастера это не была основная продукция. Его работы - великолепный пример слияния ремесла и искусства.

Стекло привлекало внимание многих мастеров нашего века: очаровывают витражи Марка Шагала, Анри Матисса, Брака, Лежера, когда витражная техника объединяется с живописью, где используются как сюжетные, так и абстрактные мотивы, в результате чего рождается произведение искусства.