ВИТРАЖ В ТЕХНИКЕ ТИФФАНИ

Витраж в технике Тиффани

Эта техника унаследовала название от своего изобретателя, Льюиса-Комфорта Тиффани, благодаря деятельности которого в начале XX века витражное искусство переживало настоящий расцвет: его тенденции радикальным образом влияли на стиль той эпохи. Тиффани добился успеха, будучи целеустремленным человеком, который во всем привык добиваться совершенства: он предпринимал многочисленные попытки оптимизации технологий, реагируя на малейшие изменения веяний моды того времени.

Он начал с того, что открыл свое стекольное производство, где изготавливалось как раз такое стекло, какое ему было нужно, до этого его нигде нельзя было найти в продаже. Так что же именно он изобрел? Какими свойствами отличалось его стекло в сравнении с тем. что производилось тогда на других заводах? У Тиффани красители оказывались внутри стекольного листа, поэтому не было необходимости как-то дополнительно обрабатывать поверхность витража, не надо было наносить рисунок. Другим важным нововведением являлся метод предварительной компоновки витража: сначала стекла окаймлялись тончайшей полоской меди затем лекала подгонялись под определенную модель, в конце концов они соединялись методом оловянной пайки. Вплоть до момента внедрения всех этих инноваций, техника изготовления витражей предполагала использование профилей из свинца, в пазы которых непосредственно вставлялись сами стекла. В сравнении с профильной свинцовой конструкцией, тончайшая медная полоска оказывалась более податливой и значительно облегчала процесс, позволяя, таким образом, изготавливать лекала из стекла практически любого размера, даже совсем маленькие. То есть, благодаря изобретению техники тиффани, стало возможным производить очень сложные витражи с детально разработанным рисунком.

Простой, но совершенно изумительный по своей красоте витраж. Основные стекла серые кафедрального типа, в то время как обрамление сделано из прозрачного рифленого стекла с розовыми, зелеными и голубыми чешуйками. Розы выполнены из великолепного ярко-розового стекла, а их листья - из опалового стекла с кольцами зеленого цвета.

ТРАДИЦИОННЫЙ ВИТРАЖ

Традиционный витраж

На протяжении всего Средневековья в качестве опоры для витражей использовались специальные каркасы из гипса, алебастра или дерева; в дальнейшем для этого стали применять свинцовые планки, что позволило уменьшить толщину оправ и облегчить тем самым конструкцию витражей. В Италии и в Европе, где католическая церковь имела очень сильные позиции, традиционные витражи в свинцовом каркасе, воспроизводящие сюжеты христианской иконографии, без всякого сомнения, чаще всего украшали храмы, а вовсе не светские сооружения. При использовании этой техники сроки и стоимость изготовления были, как правило, незначительными, поскольку витражи, в силу особенностей своей конструкции, делались достаточно простыми и незатейливыми; действительно, относительно податливые свинцовые профили могли быть оправой только для стекол простой формы среднего или большого размера. В наши дни эта техника, считающаяся наиболее экономичной, признается и используется всеми стекольщиками. Для того чтобы как-то декорировать такой витраж, который иначе будет казаться слишком простым и незатейливым, можно использовать метод окрашивания его поверхности специальными эмалями, или же технику гризайль. Технология традиционного витража может успешно применятся при реализации любого проекта, неважно, идет ли речь об изделиях маленького, среднего, или большого размера, она вполне подходит для изготовления витражей, структура которых должна быть достаточно прочной и жесткой. Рекомендуется все же, чтобы размеры конструкции не превышали квадратного метра, в противном случае необходимо посоветоваться со специалистом, который подскажет, из чего именно следует сделать каркас, чтобы он лучше удерживал панели. Созданная из этих панелей композиция будет зрительно восприниматься как один витраж: огромные витражи соборов, воспроизводящие сцены на исторические сюжеты, на самом деле состоят из сотен маленьких панелей, которые размещаются и фиксируются в одной единственной раме гигантских размеров.

Центральная часть медальона выполнена из прозрачного кафедрального стекла с декоративными деталями в гризайли и цвете, остальные стекла выдуваются, являясь уже цветными.

ВИТРАЖ-КОЛЛАЖ

Витраж - Коллаж

Речь идет о технике, безусловно, более современной и инновационной, применяется она также для изготовления художественных витражей; некоторые фазы производственного процесса имеют явное сходство с технологией изготовления витражей традиционным способом, а также методом, изобретенным Тиффани: стекло точно также режется, но предварительная сборка, компоновка осуществляется по-другому, поскольку не делается спайка свинцом. Разрезанные стекла, вместо того, чтобы соединяться посредством свинцовых профилей или же медных полосок, соединяются полимерным раствором на специальном основании из прозрачного стекла, предназначенном для их сборки. Основной художественной особенностью витража-коллаж является отсутствие четких линий рисунка, благодаря чему вся композиция воспринимается как очень легкая и прозрачная. Полимерный раствор, который покрывает отдельные цветные стеклышки, фиксируя их на каркасе, делает витраж очень прочным, поэтому данная техника подходит для изготовления столешниц, а также для декорирования дверей, ставень и ворот. Кроме того, такими витражами можно украшать здания снаружи, они также подходят для отделки ванных комнат, из них можно делать стенки душевой кабины, чего нельзя сказать о витражах, выполненных в других техниках, только коллаж является влагоустойчивым, у других витражей во влажной среде окисляются сварочные швы. Последней, но не менее важной характеристикой данной техники является то, что она позволяет изготавливать витражи огромных размеров. Пока этот метод еще не получил широкого распространения, однако можно ожидать, что совсем скоро он будет применяться во всех областях, где используются художественные витражи, поскольку при помощи подобной технологии можно создавать очень прочные витражи достаточно быстро, причем они будут отличаться легкостью конструкции, кроме того, метод не предусматривает никаких ограничений по размеру.

Витраж, выполненный в стиле Мондриан. Для его изготовления были использованы разноцветные кафедральные стекла; благодаря применению полимерного раствора создается эффект вибрирования, складывается ощущение, что мы видим изображение на поверхности воды.

ПСЕВДОВИТРАЖ

Псевдовитраж

Техника псевдовитража была разработана для тех случаев, когда надо декорировать помещение за короткий срок, вкладывая минимум средств, при этом вовсе не обязательно иметь представление о технологии резки стекла. Этот метод действительно позволяет тем, у кого нет особых творческих способностей и навыков рукоделия, заниматься отделочными работами и изготавливать просто великолепные витражи, подражая манере великих мастеров, применявших свинцовые каркасы, причем можно даже копировать их произведения. Можно безупречно имитировать как стиль традиционных художественных витражей, состоящих из цветных стекол, соединенных свинцовыми профилями, так и технику соединения панелей медными полосками, изобретенную Тиффани. Только настоящий специалист в этой области заметит, что стекла не вырезаны и вставлены в свинцовые каркасы, это просто декоративный эффект, для создания которого использовали свинцовую клейкую ленту и красители, то есть на самом деле отделывается только поверхность стекла. При помощи этой техники можно изготавливать не только оконные витражи, но и разделительные стенки, декоративные элементы для дверей и мебели, картины и зеркала. Не так давно технику псевдовитража оценили по-достоинству и начали использовать мастера-стекольщики, профессионально занимающиеся изготовлением витражей: применяя этот несложный метод обработки стекла, они, наконец, смогли удовлетворить запросы той части клиентов, которые, желая украсить интерьер своего дома «настоящим» произведением искусства, выполненным в стекле, не готовы были брать на себя большие расходы. Эта техника позволяет добиться впечатляющего эффекта, будучи при этом относительно несложной; однако следует учитывать, что конечный результат зависит не только от удачного выбора сюжета, но также и от разновидности и цвета самого стекла-основы, а также от грамотного применения свинцовой клейкой ленты и от подбора используемых красителей.

На примере этого витража можно увидеть, как обработка поверхности стекла специальной черной эмалью делает рисунок четче.

КИСЛОТНОЕ ТРАВЛЕНИЕ

Кислотное травление

Эту технологию отделки стекла изобрели не так давно (всего несколько десятков лет назад), она достаточно простая, но вместе с тем очень выразительная; как ценители, так и профессионалы, мастера-стекольщики, считают ее полноценной альтернативой традиционным техникам изготовления художественных витражей. Метод кислотного травления заключается в том, что определенная зона поверхности стекла (в соответствии с линиями рисунка) разъедается кислотой. Обработанная таким образом зона приобретает характерный вид: она становится матовой. Линии, выгравированные на стекле методом кислотного травления, не стираются и никак не выводятся. Принцип, заложенный в основе этого метода, предельно прост: самоклеящим прозрачным пластиком закрываются те зоны поверхности стекла, которые не надо протравить кислотой. Изображение прорисовывается на основе контрастного сочетания участков, обработанных кислотой, и прозрачными зонами. Методом кислотного травления можно обрабатывать стекла любого типа: и прозрачное оконное, и выдуваемое, и кафедральное, и опаловое, и зеркальное. Области применения этой техники весьма разнообразны: изготовление окон, панелей для ширм, мебели, разделительных перегородок, отделка дверей, зеркал и картин. Если вы решили использовать этот метод, дайте полную свободу вашей фантазии - здесь нет никаких ограничений, связанных с размерами панелей, или же с наличием сварных швов. Можно воплотить в стекле композиции, требующие тщательной проработки деталей, причем это не займет много времени и будет стоить сравнительно недорого. Техника пескоструйной обработки отчасти также подходит для реализации таких проектов. Однако в этом случае для того, чтобы закончить процесс, требующий использования более сложных приспособлений, придется обратиться в специализированную лабораторию.

Несмотря на то, что этот витраж выглядит просто и незатейливо, он достаточно сложен в изготовлении. Для того чтобы сделать стекло более прозрачным - так через него будет лучше видно то, что находится за ним - необходимо вытравить кислотой декоративные линии рисунка, а вовсе не фон, как может показаться со стороны.

ТЕХНИКА ГРИЗАЙЛЬ

Техника Гризайль

Когда-то витражи изготавливались не только из окрашенных стекол, вставленных в свинцовые рамы, помимо этого на витражное стекло живописным методом наносился декоративный рисунок, что также позволяло передать детали композиции. Живописная техника гризайль, применявшаяся веками, по сути своей не претерпела особых изменений; действительно, метод, о котором сейчас пойдет речь, совершенно традиционный, известный с незапамятных времен. В своем наиболее древнем варианте техника гризайли монохромна, поскольку процесс декорации сводился только лишь к нанесению контуров рисунка и к их затенению, цвет зависел исключительно от разновидности самого стекла. Сначала сама гризайль наносилась на стекло, затем она устранялась, после чего образовывались характерные затенения, придающие всю прелесть композиции витражей. Чаще всего воспроизводили исторические сюжеты. Обработка стекла гризайлью - это сложная техника, требующая владения специальными навыками; для начала надо подготовить шаблоны и разрезать стекла также, как при изготовлении любого другого витража, затем, прежде чем приступать к предварительной сборке при помощи медных полосок или свинцовых профилей, необходимо обжечь уже декорированные куски в специальной печи. Применяя эту технологию, можно изготавливать декоративные панели или витражи для оформления интерьера из стекла любого типа, единственное неудобство связано с необходимостью обжигать куски стекла, однако те, у кого нет своей печи для обжига, могут обратиться на этой стадии процесса в какую-нибудь художественную школу или ремесленную мастерскую.

Эта панель овальной формы, изготовленная из выдуваемого стекла и закрепленная в свинцовом каркасе, воспроизводит сюжет произведения Альфонса Муха «Цветок» 1897 года. Паяные свинцовые швы совпадают с выступающими линиями рисунка, так специально задумано для того, чтобы не исказить структуру оригинальной модели. Темно-коричневая гризайль используется для украшения, а античная коричневая - для фона; для воспроизведения самого цветка используется всего лишь несколько оттенков.