Производство витражей по технике тиффани


Техника тиффани

Витражи — декор благородный, необычный и дорогой. Они сродни сказочным картинам и ожившим фантазиям; они вплетаются в интерьер легкой и изысканной аранжировкой. Их сегодня используют так же, как стильное произведение высокого ювелирного искусства, как роскошный аксессуар. Витраж как предмет искусства уникален, дорог и долговечен.

Существует несколько техник исполнения витражей. Самая распространенная, классическая техника — когда кусочки стекла собирают в оправу и спаивают алюминиевыми, свинцовыми или латунными протяжками. Но самой ценной и сложной считается техника тиффани, названная так в честь знаменитого американского декоратора Луиса-Комфорта Тиффани (1848–1933 гг.), одного из самых успешных дизайнеров своего времени. Он был экспериментатором. Искал новые художественные эффекты, новые цвета с особой выразительностью, используя для этого различные способы подготовительной обработки стекла. Для того чтобы придать своим изделиям больше сходства с природными и естественными формами, он растягивал, прокатывал, отливал будущие детали. Он создал уникальное многоцветное стекло «фавриль» (оно окрашено в массе особыми реактивами, бывает матовым или шлифованным).

Он первым предложил использовать для оборачивания стекол липкую медную фольгу, а не свинец, как раньше было принято. Суть метода состоит в следующем: каждый кусочек цветного стекла оборачивается по периметру клейкой медной фольгой, а затем они спаиваются друг с другом, образуя ту или иную комбинацию.

Это в корне отличает витражи, выполненные в технике тиффани, от других. Во-первых, можно создавать довольно сложные композиции, которые включают в себя очень мелкие детали. В отличие от свинцового профиля фольга позволяет соединять даже самые небольшие кусочки под любым углом друг к другу, по весьма прихотливо изогнутым линиям. Так и получается красивый силуэтный рисунок внутреннего каркаса.

Во-вторых, такие витражи получаются намного прочнее, ведь таким образом можно «намертво» спаять все детали, вплоть до мельчайших.

В-третьих, узоры и картины из цветного стекла получаются объемными (выпуклыми или вогнутыми), наполненными светом и воздухом, что придает изделиям неповторимость. Солнечные лучи, преломляясь, заставляют стекло гореть яркими сочными красками, делая витраж всякий раз новым и неповторимым.

В-четвертых, витражи эти не боятся высоких температур. А это значит, что их можно использовать не только в украшении окон, дверей и перегородок, но и как светильники: торшеры, бра, люстры.

Работа на очень маленькой по сравнению с классическим витражом, к тому же криволинейной поверхности светильников потребовала использования большого количества очень мелких фрагментов, из которых собиралось целое изображение, при этом линии рисунка на витраже получались тонкими и изящными. Толщина швов также менялась автором намеренно, чтобы усилить впечатление естественности, случайности возникшего объемного или пространственного эффекта. Растения, вода, солнце в его изделиях как живые — не в смысле натуральности. Художнику удалось найти меру условных отношений в своем искусстве, поэтому оно получилось именно подобным жизни, не копируя ее реальные формы. В искусстве Тиффани не было вульгарного натурализма.

В 1895 году Луис-Комфорт Тиффани стал продавать свои знаменитые бронзовые лампы под абажурами из витражного стекла с изображениями растений и насекомых. Эти мозаичные абажуры мягко приглушали резкий свет лампочки, и этот ореол таинственности очень хорошо соответствовал эстетическим вкусам модерна — нового стиля, который появился к концу XIX века как самостоятельное художественное явление в России и в Европе, где назывался ар нуво или югендстиль, что, собственно, одно и то же. Революционная идея Тиффани буквально произвела сенсацию среди посетителей магазинов. Публика вновь увлеклась витражным стеклом, интерес к которому заметно упал со времен средних веков. Лампы, так же, как и витражи в одно время с Тиффани изготавливало множество художников. При насыщенности рынка продукцией, работы Тиффани выдерживали конкуренцию, потому что были особенно высокого качества и всегда дороги.

Главная же заслуга Луиса Тиффани в том, что ему удалось внедрить эту технологию в массы, в результате чего витражи американского декоратора получили дальнейшее развитие. С тех пор много раз менялись моды и стили. Витражное стекло и абажуры из него то входили в моду, то снова забывались, но настоящие светильники от Тиффани своей ценности не теряли. Они хранились и хранятся в частных коллекциях самых богатых и знаменитых людей мира, время от времени возникая на престижных аукционах, где их цена доходит до нескольких миллионов долларов. Это и неудивительно, ведь это вещи не только редкой красоты, но и редкой сложности исполнения, — до сих пор техника тиффани считается непревзойденной.

Сегодня последователи Тиффани рассеялись по всему миру. Этот способ нашел широкое применение в изготовлении всевозможных светильников: бра, люстр, торшеров, настольных ламп, он применяется в отделке квартиры, мебели. Конечно, в магазинах вам предложат не коллекционные произведения самого Луиса Тиффани, а современные копии и новые вариации на классические темы Тиффани стиля модерн. В дизайне современных ламп используют и оригинальные эскизы начала века (знаменитые ирисы и стрекозы), и современные рисунки в этом стиле. Современные витражи в технике «тиффани» выполняются по эрзац-технологии: вместо дорогостоящей бронзы применяют сплав пластика и металла, похожий на патинированную бронзу. Нарезанные по картону, калькам или шаблонам цветные стекла оборачиваются по краям полоской тонкой медной фольги с нанесенным на нее клеем. Затем все стекла соединяются, спаиваются между собой и облуживаются оловянным припоем и тонируется специальными препаратами.

Кроме того, появляются и декоративные новшества. Например, абажуры с геометрическим орнаментом (небывалое явление для стиля «тиффани», возникшего на почве изысканного и вычурного ар-нуво). Появились и небольшие светильники в виде фигурок животных. Есть модели, в которых рисунок является лишь обрамлением, а большая часть абажура остается одноцветной (еще одно явное отступление от стиля). Подобные модели могут стоить от $ 200 (что уже приемлемо) и выше (верхнюю планку, как вы понимаете, не всегда возможно обозначить).

Популярность изделий тиффани растет год от года, что совсем не удивительно. Эта необыкновенная красота не нуждается ни в какой рекламе. Любое изделие, настенный светильник или витражная дверца в мебели буквально преображает квартиру, делает ее изысканнее и наряднее, а людям, проживающим в ней, прибавляет хорошего настроения. Они, как экзотические цветы, притягивают к себе внимание в любой обстановке, с любым интерьером. Их можно разглядывать до бесконечности, и глаза не устают, несмотря на яркие краски. Это как в детстве, когда мы в калейдоскопе разглядывали разноцветные стеклышки, составляющие причудливые узоры. Только детство ушло, а сказка осталась.